Профильный комитет раскритиковал такой законопроект и предложил отклонить его. Ранее эксперты и юристы выразили аналогичное мнение.
Комитет Государственной думы по промышленности и торговле рассмотрел законопроект о повышенной ответственности маркетплейсов перед потребителями. В итоге он рекомендовал отказать в принятии поправок. А в заключении указал на несоответствие уже существующим нормам.
Документ внесен членами фракции «Справедливая Россия — За правду». Он определяет, что такое цифровые платформы (маркетплейсы) и участники отношений с ними — поставщики и владельцы пунктов выдачи заказов. В числе прочего поправки вводят порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов: маркетплейс обязан направить продавцу товара или владельцу пункта выдачи мотивированное письменное уведомление о наложении штрафных санкций или других удержаний. Кроме того, законопроект устанавливает запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара или владельца пункта.
Законодательство Маркетплейсы под угрозой: юристы оценили поправки об онлайн-торговле
Ранее управляющий директор маркетплейса Ozon Сергей Беляков рассказывал, что принятие документа в предложенном виде грозит упразднением бизнес-модели маркетплейсов. Риски можно снизить, но для этого понадобится изменить почти все ключевые пункты документа. В Ozon предупредили: документ уравнивает маркетплейсы и торговые сети. Это может привести к ответственности за каждый проданный товар, а все партии придется проверять до продажи. Это противоречит самой бизнес-модели маркетплейсов.
Опрошенные Право.ru юристы тогда подтвердили, что регулировать действительно нужно, но совсем не теми методами, которые предлагает законопроект (подробнее — в материале «Маркетплейсы под угрозой: юристы оценили поправки об онлайн-торговле»). Похожую точку зрения выразил и думский комитет.
«Проектом предлагается возложить ответственность исключительно на владельца агрегатора, исключив из цепочки продавца», — следует из заключения.
За убытки из-за предоставления потребителю недостоверной или неполной информации новелла предлагает отвечать маркетплейсу, исключив положения об ответственности продавца. Предлагаемое изменение противоречит п. 1 ст. 10 закона «О защите прав потребителей», решили в комитете Госдумы. Оно, в свою очередь, требует привлекать к ответу именно изготовителя или исполнителя, то есть того, кто выставляет товар, а не саму онлайн-платформу и службу доставки.
Законопроект № 445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов)»